Один из главных факторов успеха и повышения востребованности молодого фрилансера – положительные отзывы о его работе. Большое количество хвалебных отзывов, характеризующих исполнителя как пунктуального, ответственного и мастеровитого, в сочетании с рейтингом и качественным портфолио, способны сформировать выгодную репутацию и привлечь новых перспективных заказчиков.
Если же выполненных заказов позади много, а отзывов почти нет – это повод для беспокойства. Не следуетсчитать заказчиков жадными, скупыми на благодарность. Дело в том, что не всегда заказчики осознают всю необходимость отзывов для старта молодого копирайтера.
Каким же образом навести заказчика на мысль оставить для вас положительный отзыв?
1. Намекайте
Многим начинающим фрилансерам, из-за скромности, бывает сложно запросить отзыв у клиента. Если вы стесняетесь, попробуйте применить наводящий вопрос. Иногда этого бывает достаточно, для того, чтобы заказчик прозрел и оставил вам характеристику. Бывает, что клиент, недавно работающий с исполнителями, не понимает намека. В таком случае, не расстраивайтесь. Существуют другие приемлемые способы.
2. Скажите прямо
Часто, вежливая просьба составить исполнителю характеристику воспринимается клиентом с пониманием. «Спасибо за напоминание!» — этот ответ наиболее распространен. Например, можно выразить пожелание так: я был бы очень вам признателен за отзыв» — и кинуть ссылку на свой профиль. Такие просьбы вполне естественны. Это обычная часть общения между исполнителем и клиентом. Этот способ требует смелости, но находится в рамках приличий.
3. Если заказчик все равно оставил вас без отзыва
Иногда, клиент не может подобрать слов, которыми он мог бы выразить благодарность исполнителю. Писать просто «Хорошая работа» неловко. Если не подготовил отзыв – это сделают другие. Просто, не беспокойте этого заказчика. Если вы ответственный исполнитель, то свои положительные отзывы обязательно соберете.
Также, случаются ситуации, когда клиент очень занят и предлагает фрилансеру самому написать отзыв и скинуть в свою личку. На этот вариант соглашаться не стоит. Задайте лучше ряд вопросов наводящего характера. Ответив на них, заказчик сможет написать отзыв для вас.
В итоге, изучив особенности общения на фриланс-бирже, мы видим: не только оформление собственного портфолио, но и забота о повышении количества положительных отзывов позволяют исполнителю стать гораздо более ценным в глазах заказчика. Потому стоит систематически заботится о появлении положительных характеристик со стороны профессионального сообщества.