Уже несколько лет я активно занимаюсь фрилансом. За это время мне довелось пообщаться с самыми разными заказчиками и выполнить несколько сотен проектов. С одними заказчиками работа выполнялось быстро и о них у меня остались только хорошие воспоминания. Со многими из них я работаю до сих пор. С другими было работать сложнее, а иногда, и просто невыносимо.
Теперь я выявляют таких заказчиков быстро, и просто не работаю с ними. Хотите и вы узнать, как избежать проблем с заказчиками?
1. У заказчика отсутствует техническое задание (или хотя бы его подобие), и он не понимает, зачем это нужно. Здесь речь не идет о каких-то мелких работах, где все можно объяснить в нескольких словах.
2. Заказчик сразу говорит, что работы здесь на пару часов для специалиста, поэтому готов заплатить только $15. Реально тот объем работы, который предлагается большинством, не выполнить и за несколько дней.
3. Заказчик не понимает всей сложности работы, а, следовательно, ее стоимости. Иногда, бывает очень сложно объяснить, что сайт-сайту рознь и то, чего он хочет (с нестандартным функционалом) не может стоить, как шаблонный за 3000 рублей на типовой CMS.
4. Заказчик не знает что ему действительно нужно, но все равно выдвигают жесткие требования. Такие проекты редко заканчиваются успешно, рано или поздно заказчик понимает свою ошибку, но виноватым считает фрилансера.
5. Заказчик начинает разговор с того, что предыдущий фрилансер пропал. Конечно, среди фрилансеров тоже есть непорядочные люди, но большинство все-таки просто так не пропадают. С такими заказчиками я беседую более тщательно. Довольно часто, после детального разговора происходит понимание того, что заказчик ненадежен по другим причинам.
6. Заказчик требует, присутствие фрилансера в сети с 9 до 18. Лично я люблю работать ночью, и у меня могут быть свои личные дела, а платят мне за выполненный объем работ, а не за часы просиженные за компьютером. Таких заказчиков обхожу стороной.
7. Заказчик говорит, я бы сделал сам за час, но времени нет. Такие обычно не довольны результатом и сильно занижают цены.
8. Заказчик очень долго торгуется. Я считаю, что просить снизить цену можно только один раз, дальнейшие торги пустая трата времени. Ну не работаю я за копейки.
9. Заказчик пишет с грубыми ошибками. Опечатки бывают у всех, но если текст пестрит орфографическими ошибками, то вряд ли заказчик надежен.
10. Заказ очень срочный, нужно сделать всего за несколько часов. Конечно, все зависит от объема работы и оплаты. Нормальный заказчик всегда предлагает оплату по повышенному тарифу за срочность, такие заказы беру иногда, но чаще всего отказываюсь.
Работа фрилансера не такая простая, как может показаться на первый взгляд, и на поиск нормального заказчика иногда может уйти несколько месяцев.